Сегодня на массовом рынке новостроек «старой» Москвы повышенным спросом пользуются проекты комфорт-класса: на них приходится около 60% совершаемых покупок. Особенно востребованы однокомнатные и двухкомнатные квартиры площадью 38 и 55 кв. метров соответственно. Локация тоже играет большую роль — причем иногда в неожиданном ключе. Покупатели все более позитивно относятся к новостройкам, возведенным на месте бывших промзон, сообщает компания «Инком-Недвижимость», эксперты которой оценили перспективы первичного рынка жилья столицы.
В сегменте масс-маркета уже появились свои «раритеты»: в частности, все реже встречаются двухуровневые квартиры или жилье с террасой. Валерий Кочетков, замдиректора департамента новостроек компании, отмечает, что минимальный бюджет покупки таких вариантов составляет 8 млн рублей, при этом фактическая жилплощадь невелика. Так, в двухэтажных лотах лестничные проемы отнимают квадратные метры, а террасы зачастую не используются по климатическим причинам.
Чтобы оставаться конкурентоспособными в новых рыночных условиях, предполагающих сокращение предложения и рост стоимости жилья, девелоперам придется повышать качество своих проектов: например, находить необычные архитектурные и дизайнерские решения, обустраивать в ЖК обширную внутреннюю инфраструктуру и т. д. Однако существует риск, что эти позитивные изменения приведут к дефициту бюджетного предложения.
Чтобы процесс удорожания жилья не повлек за собой резкое падение спроса, застройщики могут пойти по пути сокращения метражей квартир: им эта стратегия хорошо известна, и широко применялась в кризисы 2008−2009 и 2014−2015 гг. Но на рынке студий площадью 25 кв. метров или «двушек» евроформата метражом 45 «квадратов» достаточно много, весьма большие объемы такого предложения перешли на «вторичку», и они составят конкуренцию новостройкам.
Для участников рынка более предпочтителен, в частности, вариант с развитием инициированной властями ипотечной программы с субсидируемой ставкой: льготные условия, распространяемые на семьи с двумя и более детьми, могут поднять показатели продаж на 10%, а при включении в программу других категорий населения доля сделок с использованием ипотеки способна достигнуть 85% от общего объема продаж.