В предложении на первичном рынке «старой» Москвы насчитывается 32,99 тыс. лотов. С начала года их число сократилось на 2,4%. За год, напротив, наблюдался прирост на 14,8%. Спрос снизился на 21% с начала года и на 44% в годовом выражении.
Лидерами по объему первичного предложения в старых границах столицы являются ЗАО, ЮАО и ЮВАО – совокупно у них 46,9% в общем составе, по отдельности 19%, 16% и 11,9% соответственно. Меньше всего квартир выставлено на продажу в новостройках ЗелАО (0,6%), ВАО (4,5%) и ЮЗАО (6,2%). 7,8% старомосковской экспозиции занимает Центральный округ, 11% Северо-Восточный, по 11,5% у СЗАО и САО.

На 1-комнатные квартиры в новостройках «старой» Москвы приходится 33%, 2-комнатные занимают 33,2%, 3-комнатные 24%, у многокомнатных всего 9,8%. 91,5% экспозиции новостроек представлено монолитными домами; 7,8% панельными; из кирпича возводится всего 0,7% домов в столице.

Согласно статистике аналитиков, средняя цена квадратного метра в старомосковских новостройках составляет 341,2 тыс. руб., с начала года она практически не изменилась – всего минус 0,1%, в годовом выражении снизилась на 1,5%. В отношении спроса специалисты компании отмечают: с начала года он снизился на 21%, за год (по состоянию на февраль) – на 44%.

Валерий Кочетков, директор направления «Новостройки» компании: «Повышенный спрос в конце 2022 г. «увел» с рынка потенциальных клиентов первого квартала нынешнего года – многие из них решили поторопиться и оформить сделку по старым ставкам льготной ипотеки. В связи с этим восстановление активности на рынке мы можем увидеть не раньше II квартала текущего года.

Кроме того, заявления ЦБ о запрете любых программ по субсидированию ипотеки, кроме государственной, не вселяют оптимизма относительно развития первичного сегмента. В 2022 г. сделки с использованием субсидированной застройщиками ипотеки занимали 70% продаж на массовом рынке новостроек. У покупателя был огромный выбор таких программ: в них нужно было разобраться, требовалось время на выбор ЖК – конверсия звонков и обращений потенциальных покупателей в сделки составляла не более 16%. В I квартале 2023 г. индекс конверсии уменьшился вдвое – до 8%. Мы связываем это как раз с риторикой Центробанка в отношении ограничения ипотеки от девелоперов: многие клиенты рассчитывали на возможность минимизировать ежемесячный платеж, и пока они в растерянности.

В случае отказа от таких программ спрос на жилищное кредитование резко сократится, ведь сегодня, в период неопределенности и низкой покупательской способности, важным фактором при принятии решения о покупке недвижимости все же является не конечная цена лота, а невысокая ставка ипотечного кредита. При этом пострадают не только потребители.

Ипотека в любой форме давно уже является драйвером продаж. Банки заинтересованы в выдаче кредитов, а застройщики – в увеличении объемов реализации. Эти участники рынка первыми почувствуют на себе последствия полного запрета субсидированной ипотеки от застройщика».

http://forumupload.ru/uploads/0005/06/d8/2/t51831.webp